В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
. научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и результатов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически-соподчиненных уровнях:
. Обще-педагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе учебном заведении на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
. Частнометодический уровень: частно-предметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика работы учителя, воспитателя).
. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств и др.
Различают еще технологически микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
В литературе и практике школ термин «педагогическая технология» часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Но понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности [15].
Еще статьи по географии
Физико-географические особенности Крыма
Автономная Республика Крым расположена в границах нескольких
физико-географических регионов, включающих около 50 ландшафтов. На севере
полуострова лежит Крымская степная провинция, включающа ...
Перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Калмыкия
Тема
данной работы выбрана не случайно. Агропромышленный комплекс является основой
экономики Республики Калмыкия. В последние годы наблюдаются положительные
тенденции его развития. Проблема ...
Проблемы развития народов Севера
Для иностранца словосочетание «Север России» будет звучать пугающе, как и
для многих русских, которые никогда не уезжали далеко от крупных городов
России. Что такое «Север России» и нужен ли ...