При этом, важны стимулирующие вопросы и инструкции учителя, которые заставляют обучающихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым, его прочное запоминание. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?».
Вот один из примеров, на уроке в 9 классе, связанном с изучением темы «Природно-хозяйственный район Поволжье», можно вовлечь учеников в оживленную дискуссию по вопросу развития и инвестирования нашего региона. Проблема регионального развития, привлекательности регионов для инвестиций, в т. ч. иностранных весьма актуальна сегодня. Непременно подчеркнуть привлекательность Волгоградской области для инвестирования, в первую очередь в сфере туризма, сельского хозяйства и развитии перерабатывающих отраслей.
Необходимо в процесс обучения экономической географии в 10-11 классах включать анализ неадаптированных источников информации, то есть периодическую печать и материалы газет, журналов, Интернет - ресурсы. Зачастую интернет воспринимается учащимися или как источник развлечения, или как источник плагиата материалов. Чтобы разрушить данный стереотип отношения можно предлагать различные виды работы с материалами информационных сайтов Федеральной службы статистики, Правительства РФ, Президента страны, а также местными информационными порталами. Анализируя различные данные, предложить составить диаграммы, графики, иллюстрирующие изучаемый процесс. На уроках также следует использовать статьи, содержащие экономическую информацию, а обучающимся предлагать проанализировать их и сделать выводы, ответить на поставленные вопросы, самим разработать проблемные вопросы к тексту.
Широкое применение презентаций на уроках дает возможность изложить крупный блок или объемную тему в сжатые сроки. Таким объемным блоком в 9 классе, например, является «Хозяйство России». Использование презентаций, в том числе, подготовленных учащимися, делает этот материал более разнообразным. На своих уроках географии я предлагаю ученикам включать в презентации слайды об отраслях экономики собственного края – Волгоградской области, обозначать проблемы и перспективы развития для каждой из изучаемых отраслей экономики. Такой материал легче усваивается, надолго запоминается, так как он близок к жизненному опыту обучающихся.
Следовательно можно сделать вывод, экономическое образование в рамках школьного курса экономической географии не только приближает ученика к реальной жизни, обучая его ориентироваться в современном обществе, но и формирует деловые качества личности. Это своеобразная подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Разумное экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия обучающихся с окружающим миром.
В завершении хотелось бы отметить, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным и полезным для учеников, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Еще статьи по географии
Перепись населения (на примере Красноярского края)
Для развития национальной экономики в целом и для развития ее основных
отраслей необходима статистическая информация о населении. Как статистическая
категория население представляет собой со ...
Изготовление ортофотопланов
Ортофотоплан это фотографический план местности на точной геодезической
опоре, полученный путём аэрофотосъемки с последующим преобразованием
аэроснимков (из центральной проекции в ортогональ ...
География угольной промышленности России
Россия всегда считалась одной из ведущих угольных держав
мира, а отечественная угольная промышленность при всех формах государственности
неизменно оставалась в числе важнейших отраслей росси ...