Экономико-географическое положение Волгоградской области

После провозглашения в городе Советской власти белогвардейцы постарались захватить железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение. В результате последовавшей гражданской войны Царицын оказался в состоянии полной разрухи, для преодоления которой потребовались годы самоотверженного труда.

В апреле 1925 года город был переименован в Сталинград. К этому времени относится начало эпохи активной индустриализации страны. Значительно преображается металлургический завод "Красный Октябрь", приступивший к выпуску новой продукции - высококачественной стали. В 1928 году на северной окраине города начинается строительство первого в СССР тракторного завода, и уже через два года с его конвейера сошел первый колесный трактор. В начале тридцатых годов на южной окраине появилась судоверфь, со стапелей которой сходили до 90 речных барж в год, а также буксирные теплоходы.

Мирное течение жизни и новые градостроительные планы прервала Великая Отечественная война. В августе 1942 года город подвергся жесточайшей бомбардировке. Вражеская авиация разрушила нефтехранилища, расположенные вдоль берега Волги, и горящая нефть, плывя по реке, зажигала суда, деревянные причалы и береговые сооружения.

Шесть с половиной месяцев с неослабевающим напряжением продолжалась великая битва на Волге. В ноябре 1942 года советские войска перешли в наступление, а 2 февраля 1943 года гитлеровская группировка под Сталинградом была полностью разгромлена.

Однако в результате ожесточенных боев город был превращен в руины. В его центральной части не осталось ни одного уцелевшего здания. Было сожжено и разрушено 41685 домов, то есть более 90% жилого фонда. Выведенными из строя оказались все 226 промышленных предприятий, а 48 заводов, оснащенных по тому времени современным оборудованием, были разрушены до основания.

С 1961 года, после осуждения культа личности Сталина, город стал носить имя Волгоград. К этому времени в южной части города был построен Волго-Донской судоходный канал, превративший Волгоград в порт пяти морей, в северной части - крупнейшая в Европе ГЭС.

Сейчас Волгоград - один из крупнейших городов России протяженностью более 80 км, с площадью городских земель почти 56,5 тысячи гектаров. В нем проживает миллион жителей свыше 100 национальностей.

Расположение Волгоградской области

Волгоградская область - субъект Российской Федерации, расположенный на юге европейской части России, в междуречье Волги и Дона, в нижнем течении этих рек по обе их стороны, а также к северу и югу от Волго-Донского канала.

Волгоградская область на севере граничит с Саратовской областью, на востоке - с Казахстаном, на юге - с Астраханской областью и Республикой Калмыкия, на западе - с Воронежской и Ростовской областями. В целом общая протяженность границ региона составляет 2221,9 км, в том числе с Саратовской областью 29,9%, Ростовской 26,8%, Астраханской 11,4%, Воронежской 11,3% областями, Республикой Калмыкией 10,9% и Казахстаном 9,7%. площадь региона - 112,9 тыс. км2, 78% из которых составляют земли сельскохозяйственного назначения.

Экономико-географическое положение Волгоградской области изменилось после распада СССР, этот район стал пограничным.

Социально-географическое положение

Население области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 2 611 156 человек. Плотность населения - 23,1 чел./км2

Население Волгоградской области многонациональное. Здесь проживает более 120 национальностей: русские, украинцы, татары, армяне, немцы, цыгане и др. Тот факт, что на территории области уникальным образом сосредоточены различные религии, национальности и культуры, является несомненным достоинством региона.

Транспортно-географическое положение

Благоприятное транспортно-географическое положение Волгоградской области, ее отраслевая специализация (развитые машиностроение, в том числе транспортное, химическая и нефтехимическая промышленность, сельское хозяйство и др.), близость к европейским и мировым рынкам и большое транзитное значение региона повышает его перспективное значение для развития экономики России в целом

Волгоград - крупнейший транспортный узел на Юге России. От него отходят пять лучей железной дороги и 5 автомагистралей, соединяющих область с Центром, Уралом, Кавказом, юго-западом России. Волга и Волго-Донской канал соединяют область водным путем с 5 морями и многими регионами России и Зарубежья. Общая протяженность железнодорожных путей на территории области - 1,6 тыс. км, автодорог - свыше 14 тыс. км, из них 83% - с твердым покрытием, внутренних судоходных путей - 1,5 тыс. км. Имеются нефте- и газопроводы, международный аэропорт. За последние годы построено 11 мостов, еще 20 находятся в стадии завершения строительства. В области организовано производство автобусов модели ЛИАЗ-5256 'Волжанин'.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

Мировые месторождения гидротермальных грязей
Лечебная грязь есть результат сложных многолетних процессов химической и биологической природы. Как правило, она не похожа на обычную грязь, отличаясь от неё характерным матовым блеском и т ...

Физико-географическое районирование территории Нижегородской области
Работа выполнена Федякиной Мариной Юрьевной 9 мая 2011 года. Цель работы провести физико-географическое районирование Нижегородской области. Площадь Нижегородской области 74,8 тыс.кв. км, ...

Геополитическая оценка федерального округа РФ. Геополитическая надстройка Северо-Западного федерального округа
Актуальность темы состоит в том, что изучив состояние надстройки в каждой конкретной области, мы сможем выявить недостатки и достоинства, преимущества и угрозы федерального округа в целом, а ...