Одна из важнейших особенностей современной жизни нашей планеты - стремительный рост числа городов и городских жителей. Недаром урбанизацию называют феноменом XX века. Под ней понимают рост городов, увеличение доли горожан в общей численности населения, повышение роли городов во всех сторонах жизни общества, а также распространение городского образа жизни на сельскую местность.
Общепринятого единого определения города в науке нет. Самое общее, хотя и весьма расплывчатое приводится в Большой Советской энциклопедии последнего издания. «Город - это населенный пункт, в котором проживает относительно многочисленное население, занятое преимущественно несельскохозяйственной деятельностью».
Отсутствует единое мнение и об определении уровня урбанизации, т.е. урбанизированности. Большинство специалистов сходятся в том, что главный показатель уровня урбанизации - доля городского населения во всей его численности. Именно этот показатель часто называют «урбанизированностью». Вместе с тем из определения понятия урбанизации видно, что одного показателя явно недостаточно для выявления уровня развития столь сложного и многообразного процесса. Поэтому чаще всего уровень урбанизации той или иной страны или региона определяется по следующим трем основным показателям:
) доле городского населения во всей его численности;
) доле горожан, проживающих в крупных городах;
) доле горожан, проживающих в городских агломерациях.
Классификация городских поселений по численности населения
Из множества существующих па сегодняшний день классификаций городских поселений по их людности чаще всего употребляется нижеследующая, весьма укрупненная, классификация:
до 50 тыс. жителей - малые города и поселки городского типа (ПГТ),
от 50 до 100 тыс. жителей - средние города,
от 100 до 1000 тыс. жителей - крупные города,
более 1000 тыс. жителей - крупнейшие города.
Какова же мотивация определения именно этих рубежей в классификации городских поселений по их людности? Дело в том, что эти количественные рубежи обусловливают серьезные качественные изменения в развитии и всей жизнедеятельности городов.
Проследим это на примере развития системы городского транспорта в наших отечественных условиях. Передвижение людей в пределах поселка или города людностью до 20 тыс. может осуществляться пешком или на велосипеде. В городе с числом жителей более 20 тыс. уже возникает потребность в автобусе, свыше 100 тыс. - в автобусе и трамвае, в городах с населением, превышающим 500 тыс. жителей, в дополнение к перечисленным видам транспорта очень часто добавляется троллейбус, в них уже сложно обходиться без скоростного трамвая и скоростных магистралей. В городах-миллионерах без метрополитена в часы «пик» возникают серьезные сбои в работе всего городского транспорта.
В городах с населением до 50 тыс. жителей достаточно иметь один общегородской центр. При большей людности в дополнение к нему, как правило, создаются центры жилых районов. В административном плане для управления городским хозяйством во всех крупных городах необходимо деление городской территории на отдельные районы, тогда как в малых и средних городах этого не требуется.
Еще статьи по географии
Особенности развития бытовой химии и лакокрасочной промышленности Красноярского края 1990-2009г.
Анализ производства не теряет свой актуальности, так как производство
экономических благ позволяет удовлетворить потребности населения. Анализ ВВП
показывает уровень развития страны по отнош ...
Экологическое картографирование
Экологическая обстановка, усложняющиеся с каждым десятилетием
активной промышленной деятельности человека заставляет искать все более и более
совершенные методики наблюдения за окружающей пр ...
Объединённые Арабские Эмираты
С каждым годом все больше туристов выбирает для
полноценного отдыха туры в ОАЭ. Эта удивительная и довольно молодая страна,
история которой насчитывает чуть более тридцати лет, с ...