Волго-Вятский район

Состав района:

Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл.

Площадь: 265 т. км2;

Население: 8,5 млн. чел.

Общие особенности региона:

лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50% экономики района).

Природные ресурсы: Не очень богат.

фосфориты (50% всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40% - хвойные лесы).

Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.

Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70%); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) - пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привозном металле.

Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.

Лесная промышленность:

Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.

АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль - растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК - консервирование.

Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.

Транспортное хозяйство:

ж/д - 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт - 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск - Н. Новгород (нефть)),

Отрицательное сальдо торгового баланса.

Основные проблемы:

дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.

Необходимо развивать профильные отрасли хозяйства - автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность, химическую промышленность. Целесообразно наращивать производственные мощности черной металлургии. Нужно интенсифицировать с/х для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии. Сформировать региональную рыночную инфраструктуру.

Особенности развития:

Ведущая отрасль хозяйства района - промышленность. В ее составе выделяется машиностроительный комплекс, определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Также развит лесопромышленный комплекс, который базируется на собственном сырье. Сельское хозяйство характеризуется многоотраслевой структурой при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Важную роль в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Они способствует полному использованию выгод экономико-географического положения района. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы.

Еще статьи по географии

Источники по истории Первой Камчатской экспедиции
Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг. занимает в истории науки особое место. Она была первой в истории России крупной морской научной экспедицией, предпринятой по решению правительства. ...

Рекреационный потенциал Восточного Приазовья и его использование
Приазовье - это территория прилегающая к Азовскому морю. Восточное (Кубанское) Приазовье - это одна из наиболее своеобразных частей не только Краснодарского края, но и всего Юга России, как ...

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный федеральный округ - занимает центральное, выгодное в транспортном и других отношениях положение. Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской ра ...