Международно-правовой режим Арктики

Процедура установления законных границ шельфа осуществляется следующим образом:

прибрежное государство проводит исследования, составляет карты, готовит заявку и соответствующие документы для предоставления в Комиссию ООН по границам континентально шельфа;

подготовленный материал передается Генеральному секретарю ООН, который, проверив правильность и подлинность исследований, доказательств и документов, публикует карты и пояснительные записки к ним;

после вышеописанных действий границы континентального шельфа прибрежного государства считаются подлинно легитимными.

В Конвенции указан предельный срок подачи заявки государства на определение границ континентального шельфа - 10 лет с момента её ратификации. По истечении этого срока заявки не принимаются.

Также часть XI Конвенции регулирует деятельность Международного органа по морскому дну, созданного для организации деятельности в глубоководных районах морского дна за пределами национальных юрисдикций и управления минеральными ресурсами этих районов.

В целом, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. ратифицировали 159 стран. Приарктические государства присоединялись к Конвенции в следующем хронологическом порядке: Норвегия - 24 июня 1996 г., Российская Федерация - 12 марта 1997 г., Канада - 7 ноября 2003 г., Дания - 16 ноября 2004 г. США пока не ратифицировали Конвенцию, т.к. их не устроил тот факт, что в соответствии с этим документом Международный орган по морскому дну наделяется монополией на координацию всей деятельности, касающейся природных ископаемых и разведочных операций, в международном пространстве морского дна. Однако 31 октября 2007 г. Сенат США по иностранным делам принял решение о том, что ратификация Конвенции произойдет в ближайшие сроки.

В августе 2008 г. учеными Даремского университета (Durham University, Англия) была разработана первая полная карта спорных территорий Арктики (см. приложение 1). В своем исследовании ученые руководствовались историческими и современными аргументами стран на право собственности в Арктике. Согласно вышеупомянутой карте можно разделить всю Арктику на 3 вида территорий, которые условно можно обозначить А, Б и В.

А - районы с юридически закрепленными границами между странами.

Б - территории, на которые были предоставлены и приняты официальные заявки претендующих стран.

В - шельфовые зоны, на которые страны изъявляют желание претендовать, но их заявки либо еще не поданы, либо поданы, но не приняты Комиссией ООН.

Проводя анализ данной карты, необходимо заметить, что в первую очередь на ней представлены границы приарктических государств, их внутренние воды, а также исключительные экономические зоны (exclusive economic zones), которые в соответствии со статьей 60 Конвенции ООН по морскому праву 1982г. составляют 200 морских миль. По большей части, эти территории относятся к зоне А, т.к. они являются юридически закрепленными и неприкосновенными зонами приарктических государств. В их черте государство имеет право на разведку, добычу и управление всеми природными ресурсами. Однако не все из этих территорий можно отнести к зоне А, т.к. исключительные зоны некоторых соседних стран, таких как, например, Россия и Норвегия, могут перекрывать друг друга, в связи с чем требуется их дополнительное урегулирование.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по географии

Перепись населения (на примере Красноярского края)
Для развития национальной экономики в целом и для развития ее основных отраслей необходима статистическая информация о населении. Как статистическая категория население представляет собой со ...

Комплексная географическая характеристика Ставропольского края
География Ставропольского края является составной частью географии России. Повышение в последнее время значения регионов в решении социально-экономических проблем России требует, чтобы учащи ...

Экономико-географическая характеристика Брянской области
Данная курсовая работа посвящена территориальному размещению производительных сил, установлению хозяйственной специализации Брянской области. Главное внимание в работе уделяется изучению те ...