Рисунок - 4 Иерархическая модель Коля. Система городов с выделением важнейших транспортных узлов и магистралей
«Дерево» - это такой граф, вершины которого иерархически упорядочены: одна вершина высшего уровня связана с несколькими вершинами второго уровня, каждая из которых в свою очередь связана ребрами с несколькими вершинами третьего уровня и т.д. (вариант нисходящей иерархии, когда главная вершина изображается в верхней части чертежа). Возможен обратный вариант восходящей иерархии, когда главная вершина соответствует нижнему уровню и изображается снизу, вершины второго уровня изображаются выше главной и т.д. Именно этому варианту соответствует чертеж, имеющий характерную форму дерева, откуда и происходит название этого типа графа. Предварительное рассмотрение моделей типа «граф» мы привели выше.
Разумеется, реальная система дорог не обладает строго древовидной структурой. Существуют дороги, связывающие некоторые региональные центры, аналогично внутри региона существуют отдельные дороги, связывающие средние города, иногда даже средние города двух соседних регионов и т.д. Однако в XIX веке преобладающая часть дорог соответствовала древовидной схеме. В XX веке автомобилизация усилила на высших уровнях роль сетевых структур в системе дорог, тем не менее и сейчас сохраняют свое значение древовидные фрагменты общей системы путей сообщения.
Таким образом, в модели Коля города рассматриваются прежде всего как транспортные узлы системы дорог. Соответственно иерархия этих дорог определяет иерархию городов. В этой модели уже появляются полюса экономической активности, однако в качестве доминирующей функции городов рассматривается функция транспортного обслуживания. Данная модель отражает лишь один из аспектов экономического пространства, тем не менее это один из важнейших аспектов, так как вместе с системой экономических полюсов транспортная сеть определяет структуру этого пространства. В частности, в рамках концепции мегаполиса как мини-системы городов подобный подход может быть распространен на урбанизированную территорию современной городской агломерации. В современном пространственном анализе эта структурообразующая роль транспорта рассматривается как общепризнанный постулат теории.
Общая концепция функциональной иерархии
Распределение производства товаров и услуг на национальном и региональном уровнях традиционно объяснялось функциональной иерархией, связанной с размерами городов и с «весом» («размахом») их зон влияния. В основе «функциональной иерархии» лежат две основные концепции: концепция градообразующих и градообслуживающих функций и концепция центральных мест, зоны влияния которых покрывают все национальное экономическое пространство, разбивая его на соответствующие «ячейки». При этом в классической теории центральных мест предполагается иерархическая вложенность мелких ячеек-зон обслуживания нижнего уровня в более крупные ячейки второго уровня, которые, в свою очередь, вложены в еще более крупные ячейки второго уровня и т.д. В центре ячеек каждого уровня лежат города, осуществляющие это обслуживание, соответственно получается иерархия таких городов-центров. В законченной форме подобная модель центральных мест впервые была предложена в первой половине XX века в работах Кристаллера.
Дальнейшее развитие выявило недостаточность этих моделей. Экономическая реальность национального пространства гораздо сложнее. Однако исходные иерархические концепции дали толчок экономическим исследованиям, которые во второй половине XX века привели к развитой теоретической концепции каркаса городов, лежащей в основе целой серии прикладных исследований по конкретным территориям разного уровня. Дальнейшее развертывание концепции каркаса обогатило ее более конкретными частными концепциями сети городов, метрополизации и глобализации
Перейти на страницу:
1 2 3
Еще статьи по географии
Процесс плотностной дифференциации Земли и архейская палеогеография
После появления в науках о Земле тектоники литосферных плит
стало ясно, что в настоящее время наращивание массы континентальной коры в
основном происходит в зонах поддвига плит благодаря пер ...
Загадочный остров Невезения
Однажды,
сидев за компьютером, я наткнулась на одну очень интересную заметку. В ней
говорилось об острове, который постоянно меняет своё местоположение. Эта
заметка очень меня заинтересовал ...
Миграционные процессы, их влияние на социально-экономическое развитие региона
На
социально-экономическое положение развитие любой территории, в том числе и
Тюменской области, оказывает влияние большое количество различных факторов. Это
и геополитическое положение рег ...