Модель Кольба

город кристаллер леш ципфа

Модель Кольба условно называют "моделью правильного распределения гнезд". Суть модели вкратце сводится к следующему: наиболее оптимальным является размещение населенных пунктов в виде "сгустков": крупный город занимает центральное положение в системе расселения, вблизи границы его влияния - его конуса спроса располагаются малые города; деревни группируются вокруг малых городов на периферии их зон сбыта.

Заключение

В работе были рассмотрены результаты исследования учёных, посвящённых теории размещения городов. Были даны понятия город, ЭГП, рассмотрены теоретические разработки о пространственной организации хозяйства А. Лёша, даны описания основных теорий размещения городов, показаны модели размещения. Построения Кристаллера, Лёша, Ципфа позволили раскрыть фундаментальные закономерности расселения. Причём географам и экономистам казалось, что вот-вот будут созданы модели и программы, использование которых в компьютерах позволит получить чудодейственные результаты, обеспечивающие точное прогнозирование и целенаправленное развитие городов. Однако выявление закономерности полезны. Регулирование расселения возможно лишь при проведении целеустремлённой политики формирования систем расселения на основе учёта этих закономерностей, которые создают как бы систему запретов, очерчивающих не очевидную, но принципиальную невозможность процессов самоорганизации по некоторым вариантам. Трудно написать точный сценарий того, что будит. Но часто можно предсказать, чего не может быть, опираясь на выявленные закономерности.

Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации является сформированность систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния. На любой карте, показывающей размещение населенных пунктов можно выделить 3 основные составные части:

· линейная, в которой размещение населенных пунктов предопределяется транспортными магистралями - автомобильными или железными дорогами, судоходными реками;

· агломерационная, где скопление населенных пунктов с различными пунктами в системе расселения вокруг крупного города связано с месторождением полезных ископаемых или выгодным географическим положением.

· равномерное размещение - характерно для населенных пунктов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения.

Поиски закономерностей в пространственном размещении человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине 20 века. Модели этого класса нацелены на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве - на бесконечной равнине, с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым для всех транспортным сообщением, т.е. на идеальной территории, где влияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий элиминировано.

Сравнение реально существующего размещения с модельным позволяет сделать заключения о важнейших закономерностях социально-экономического развития территории - результате деятельности людей, деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным законам.

Было выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс "город и районы его тяготения". Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по географии

Экономико-географическая характеристика Астраханской области (район тяготения Приволжской железной дороги)
Процесс интеграции всех стран в единую мировую систему и сохранение при этом черт самостоятельного функционирования каждой территории, появление новых рынков и обновление системы территориа ...

Северо-Западная климатическая зона
Экономическое районирование опирается на систему принципов, которые были заложены в 1920-е годы. В процессе развития районирования принципы постоянно уточнялись и обогащались. В настоящее ...

Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный федеральный округ - занимает центральное, выгодное в транспортном и других отношениях положение. Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской ра ...