географический экологический население
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая
По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бикевнористская.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая,светская, общеобразовательная.
По типу управления: система малых групп.
По ориентационным формам: групповая, академическая + клубная.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: проблемная.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.
По категории обучающихся: массовая, все категории.
Несмотря на разные точки зрения исследователей на проблемное обучение общим является то, что основными элементами проблемного обучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода [15].
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности:
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, педагога и пр.);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы;
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставят проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками и др.).
Для реализации проблемной технологии им необходимы:
отбор самых актуальных, сущностных задач;
определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка [16].
Викторина, посвященная 350-летию
Российского Забайкалья
Брейн-ринг «Земля за Байкалом»
Цель конкурса - побудить учащихся к самостоятельным исследованиям, активизировать краеведческую работу по географии, истории, биологии, литературе.
Данная викторина состоит из следующих этапов:
а) подготовительный этап, который заключается в общей подготовке;
б) составление конкурсов, сценария;
в) подготовка оборудования, оформления, листов для жюри;
Перейти на страницу:
1 2 3
Еще статьи по географии
Территориальная организация населения Республики Башкортостан
Республика Башкортостан на сегодняшний день один из наиболее
экономически стабильных регионов РФ. Во многом это заслуга
исследователей-геологов, которые в свое время нашли здесь полезные иск ...
Анализ социально-экономического развития региона
В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут
все большую ответственность за результаты регионального экономического
развития. Социально-экономическое развитие рег ...
Комплексная географическая характеристика Ставропольского края
География Ставропольского края является составной частью географии
России. Повышение в последнее время значения регионов в решении
социально-экономических проблем России требует, чтобы учащи ...