Большой вклад в изучение Крыма внесли ученые Таврического национального университета им. Вернадского: профессора Н.В.Багров, В.Г.Ена, С.В. Филимонов, доценты В.В.Лавров и Н.А. Съедин. В опубликованной ими монографии «В.И.Вернадский и Крым»(2004) впервые в научной литературе, был проанализирован вклад академика В.И. Вернадского в изучение природы полуострова, в разработку в Крыму и на крымском фактическом материале ряда основополагающих естественно- научных проблем - роль антропогенного фактора как новой геологической силы, учение о живом веществе, биосфере, ноосфере и другие.
Авторами тщательно была изучена научная деятельность В.И. Вернадского во все семь его приездов и путешествий по Крыму. Научные интересы ученого на Крымской земле охватывали, как выяснилось, широкий диапазон объектов - от конкретных исследований в поле до разработки фундаментальных основ геохимии, биогеохимии, ноосферы, организации Таврического университета и руководства Комиссией по изучению естественных производительных сил Крыма.
Кроме значительного научного наследия, связанного с Крымом, В.И. Вернадский создал здесь свою научную школу, в которой объединил усилия около двух десятков своих учеников и последователей. Среди них были А.Е. Ферсман и Д.И. Щербаков, СП. Попов, П.А. Двойченко, С.А. Лльбов, P.P. Выржиковский, Я.В. Самойлов, Б.А. Федорович, П.М. Мурзаев и другие. В последующие годы двое из них стали академиками и семеро - профессорами. Все они внесли в разные годы значительный вклад в познание естественных ресурсов Крымского полуострова.
Научные мысли, идеи и труды В.И. Вернадского, сформировавшиеся в Крыму, во многом определяют основные направления развития геологических, географических и биологических исканий на Крымской земле на стыке II и III тысячелетий в истории человечества. В конце ХХ - начале XXI в. в Крыму наблюдается активное внедрение вернадовских идей в практику естественно-научных исследований теоретического и прикладного значения. На основе идей и положений о ноосферном развитии общества крымские ученые-естествоиспытатели в настоящее время особенно активно
разрабатывают проблемы рационального, разумного, научно обоснованного природопользования на полуострове, идей приоритетности охраны природы в условиях интенсивного антропогенного пресса.
В русле этих проблем член-корреспондент Национальной Академии наук Украины, профессор-географ Н.В. Багров подготовил и опубликовал в последние годы ряд монографий. В 1997 году в Симферополе вышла в свет его книга «Каким быть Крыму в XXI веке?». В ней автор изложил свое видение концептуальных подходов к использованию природных ресурсов и
в связи с этим - перестройки хозяйственного комплекса Крыма. В книге рассмотрены базовые ориентиры долговременного развития экономики полуострова и, в частности, - что очень важно именно для Крыма - перспективы динамики рекреационно-территориального комплекса и принципов интенсивного природопользования и сохранения экологически чистой среды; определена необходимость создания кадастра рекреационных ресурсов; выявлены главные функции крымской рекреации - оздоровление, туризм на основе широкого вовлечения в рекреационное пользование в качестве лечебно-оздоровительных ресурсов морских побережий, лесных массивов, местных водоемов, фактора разнообразия и единства природных и культурно-исторических достопримечательностей, парков; природно-историческое управление рекреационными потоками. В исследовании приводятся прогнозные показатели потоков рекреантов и возможности их научно обоснованного распределения по основным районам полуострова, что позволит предусматривать обоснованную дифференциацию использования природно-рекреационных достоинств в условиях устойчивого развития Крыма.
Еще в 1994 г. появились «Размышления о Крыме и геополитике» С.Н. Киселева и Н.В. Киселевой. Н.В. Багров в своей монографии «Региональная политика устойчивого развития. Крым XXI век» (2002) впервые в отечественной литературе рассматривает региональную геополитику уже как новое научное направление современной географии. В книге сформулированы закономерности, парадигмы, концептуальные основы этой науки. Обосновывается жизненно важное значение этого направления, особенно для ключевых регионов - пограничных, приморских, узловых по географическому положению, стыковых и разломных по этнонациональному, конфессиональному и цивилизационному признакам: все это в наибольшей степени свойственно Крыму. Большое внимание уделяется эколого-геополитическим аспектам устойчивого развития Крыма в XXI столетии, конкретно рассматриваются ноосферные цели развития.
Итогом многоплановых исследований, выполненных коллективами ученых Крымской академии наук, Крымской национальной академии природоохранного и курортного строительства, Таврического национального университета им. В.И. Вернадского и Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», явилась серия фундаментальных тематических монографий с общим надзаголовком «Устойчивый Крым»: «План действий» (1999), «Энергетическая стратегия XXI века» (2001), «Симферополь - южная столица» (2001), «Общественное экологическое движение» (2002), «Водные ресурсы» (2003). Содержание книг, вышедших в свет под редакцией В.С.Тарасенко, В.Л. Бокова, В.Г. Ены, Л.Д. Сараека, Б.И. Боровского, отражает итоговые исследования крупных коллективов авторов по наиболее актуальным проблемам природопользования в Крыму. Авторский коллектив монографий представлен 226 учеными.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6
Еще статьи по географии
Экономика Венгрии и ее социальное развитие
Венгрия
- среднеразвитая индустриально-аграрная страна, столицей которой является
Будапешт. Она принимает активное участие в международной торговле. Эта страна
имеет достаточно развитую инф ...
Территориальная организация населения Республики Башкортостан
Республика Башкортостан на сегодняшний день один из наиболее
экономически стабильных регионов РФ. Во многом это заслуга
исследователей-геологов, которые в свое время нашли здесь полезные иск ...
Математико-картографическое моделирование в гидрологии
В последнее время в гидрологии, как и в других областях естествознания,
при внедрении компьютерных технологий для решения инженерных и научных задач
широко применяются математико-картографич ...