Руал Амундсен

Руал Амундсен /Roald Engelbregt Gravning Amundsen(16 июля 1872 - 18 июня 1928г.г.) - норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом па судне Йоа от Гренландии к Аляске в 1903- 1906 годах. Руководил экспедицией в Антарктику на судне Фрам в 1910-1912 годах. 14 декабря 1911 года первым достиг Южного полюса. В 1918-1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на судне Мод. В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле Норвегия. Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции Умерто Нобиле. В честь путешественника названы море, гора, американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер.

С 1894 по 1899 годы плавал матросом и штурманом на разных судах. В 1897-1899 годах принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгика» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша. Вынужденная, неподготовленная зимовка продолжалась 13 месяцев. Почти все болели цингой. Двое сошли с ума, один умер. Причиной всех бед экспедиции было отсутствие опыта. Амундсен на всю жизнь запомнил этот урок. Он перечитал всю полярную литературу, стремясь изучить достоинства и недостатки различных рационов, различных видов одежды, снаряжения. Вернувшись в 1899 году в Европу, он сдал экзамен на капитана, затем заручился поддержкой Ф.Нансена и приступил к подготовке собственной экспедиции. В 1903 году Руал покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 году) и отправляется в арктическую экспедицию.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера,Барроу. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям. Амундсен обогнул остров с восточной стороны проливами Джемс-Росс и Рей и провел две зимовки в гавани Йоа, у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. Оттуда осенью 1904 года он обследовал на лодке самую узкую часть пролива Симпсон, а в конце лета 1905 года двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. Он миновал ряд мелководных, усеянных островами проливов и заливов и, наконец, встретил китобойные суда, прибывшие из Тихого океана к северо-западным берегам Канады. Перезимовав здесь третий раз, Амундсен летом 1906 года прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско, доставив значительный материал по географии, метеорологии и этнографии обследованных берегов.(Рис.2).

Следующей своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах, знаменитый дрейф фрама. Нансен одолжил ему свое судно, но деньги приходилось собирать по крохам. Пока шла подготовка экспедиции, Кук и Пири объявили, что Северный полюс уже покорен экспедицией Фредерика Кука.

«Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, - вспоминал Руал Амундсен, - мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. Я решился на рискованный шаг. Наш путь из Норвегии в Берингов пролив шел мимо мыса Горн, но прежде мы должны были зайти на остров Мадейру. Здесь я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный (за покорение которого тоже начала разворачиваться гонка)». 13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена. Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 16 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого. В весенний день 19 октября 1911 года полюсная партия в составе пяти человек на четырех санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 километров, водрузили флаг Норвегии. (Рис.3). В состав экспедиции вошли: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьяланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен. Весь поход на дистанцию 3000 километров при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 метров при постоянной температуре свыше −400С и сильных ветрах) занял 99 дней. Основой плана Амундсена было использование промежуточных складов, сооружаемых на каждом градусе широты (на 84 градус ю.ш. было доставлено в марте 1911 года 1200 килограмм провианта, в частности, тюленье мясо), а также использование ездовых собак в качестве тягловой силы и пищи для других собак и для людей.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

Комплексная географическая характеристика Ставропольского края
География Ставропольского края является составной частью географии России. Повышение в последнее время значения регионов в решении социально-экономических проблем России требует, чтобы учащи ...

Современный образ малого города (на примере г. Рузаевка)
Актуальность исследования. Важная роль в экономической, культурной и политической жизни России принадлежит городам. Российские города представляют собой места сосредоточения людского потенци ...

Объединённые Арабские Эмираты
С каждым годом все больше туристов выбирает для полноценного отдыха туры в ОАЭ. Эта удивительная и довольно молодая страна, история которой насчитывает чуть более тридцати лет, с ...