Именно пейзаж - визуальная картина, открывающаяся из какой-либо точки географического пространства, может оцениваться наблюдателем с точки зрения красоты и гармонии. С этих позиций разделение территории по степени эстетичности представляется довольно трудной задачей, так как провести границы между реальными пейзажами практически невозможно. Трансформация пейзажной картины (иногда кардинальная) возможна при изменении местонахождения субъекта восприятия (наблюдателя) всего лишь на какой-нибудь десяток метров. Несмотря на то, что любой пейзаж обладает внутренней структурой и можно выделить его основные элементы, главное его свойство - целостность. Можно говорить об эстетической привлекательности только целой пейзажной картины, а не отдельных ее частей. Как слова, вырванные из предложения, не передают смысла всего предложения, так и отдельные природные объекты, компоненты ландшафта, представляют эстетическую ценность лишь в совокупности, когда являют собой единую гармоничную пейзажную картину на общем «холсте» территории.
Итак, ландшафт служит материальной основой пейзажа. И так как они, составляют один воспринимаемый пейзаж, отражаются в разуме человека в виде единого зрительного образа, то объективно оценить восприятие каждого отдельно взятого вида ландшафта, по-видимому, невозможно, а тем более отразить эти оценки на ландшафтной карте. Оцениваться должны целостные образы. В этом случае сама оценка, очевидно, должна присуждаться тому месту, из которого открывается данный пейзажный вид. В результате получается, что при картографировании эстетических ресурсов контуры пейзажных ареалов охватывают не ландшафты, собственно формирующие определенные пейзажи, а те урочища, из которых человек может наблюдать данные пейзажи.
Любая точка географического пространства обладает таким свойством, как пейзажность, так как из нее открывается тот или иной вид на окружающую действительность. Это свойство можно рассматривать, как некое ментально-информационное поле, присущее пространству и качественно изменяющееся от места к месту. В таком понимании степень эстетической привлекательности того или иного пейзажа есть качество ментально-информационного поля той точки пространства, из которой открывается данный пейзаж.
В целом пейзажи непрерывны в своем территориальном развитии. Они как бы взаимно проникают друг в друга. Однако визуальный облик пространства целиком зависит от географического ландшафта, который является материальной основой пейзажа. Поэтому связь ландшафтной и пейзажной структур территории не подлежит сомнению.
Известно, что ландшафты типологически повторяются в пространстве. При этом типологически идентичные ПТК (и их совокупности) образуют однотипные пейзажи, которые вызывают у воспринимающего человека схожие чувства, определяя схожую оценку этих разных в пространственном, но одинаковых в типологическом отношении ландшафтов. Данное обстоятельство открывает возможность использования метода экстраполяции данных при оценке эстетических свойств крупных территорий.
Учитывая типологическую сущность пейзажей и их неразрывную связь с ландшафтной основой, представляется возможным выделять на территории некоторые пейзажные ареалы, обладающие визуальной схожестью и, следовательно, одинаково оцениваемые. Проведение границ между такими ареалами, конечно, требует определенного абстрагирования, так как реальные пейзажи очень тесно взаимосвязаны и трудно провести разделительную линию между их различными видами.
Несмотря на то, что в реальности человек воспринимает геокомплексы таксономического ранга не выше местности, на которые и может распространяться непосредственная эстетическая оценка, о пейзажном пространстве в целом можно говорить, как об иерархической системе. Объективная причина этого кроется в механизме постижения человеком окружающей действительности и кодирования пространственной информации. Мир, как уже отмечалось выше, воспринимается людьми в виде образов, которые представляют собой ментальные модели геопространства, формирующиеся в их сознании. Эти образы полимасштабны. То есть «мелкие образы» (например, единичные пейзажи конкретных мест) «вкладываются» в образы более крупного таксономического уровня. Так, в виде единого географического образа «записывается» в сознании человека видеоряд, состоящий из однотипных пейзажей. Интересно, что образная иерархия точно соотносится с геосистемной. Пейзажные картины упорядочены внутри соответствующих геосистем: речных бассейнов, горных хребтов и т.д., которые даже обывателями интуитивно воспринимаются, как нечто генетически целостное.
Перейти на страницу:
1 2 3
Еще статьи по географии
Изготовление ортофотопланов
Ортофотоплан это фотографический план местности на точной геодезической
опоре, полученный путём аэрофотосъемки с последующим преобразованием
аэроснимков (из центральной проекции в ортогональ ...
Население как подсистема города понятие, характеристика
Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные.
Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали
складываться контуры современной сети больших г ...
Математико-картографическое моделирование в гидрологии
В последнее время в гидрологии, как и в других областях естествознания,
при внедрении компьютерных технологий для решения инженерных и научных задач
широко применяются математико-картографич ...