Методика оценки пейзажно-эстетических ресурсов ландшафтов

Такое неосязаемое свойство ландшафтов, как красоту, не представляется возможным объективно оценить количественно. Поэтому оценки эстетических ресурсов - качественные. Они выражают дифференциацию пейзажей на группы, различающиеся степенью визуальной привлекательности. Форма выражения их может быть словесной (ландшафт привлекателен, непривлекателен, наиболее привлекателен и т.п.) или цифровой (баллы, категории, ранги). Все они достаточно сопоставимы между собой и могут быть взаимозаменяемы. Наиболее часто применяются балльные системы оценок.

Как показывает опыт, таких оценок вполне достаточно для территориального планирования природопользования.

При разработке оценочной методики изначально необходимо выявить критерии, определяющие эстетические свойства пейзажей и разработать оценочные шкалы для каждого из таких критериев (показателей). По этим шкалам значения измерений того или иного показателя могут быть переведены в оценочные категории (баллы). Таким образом, получаются частные оценки (отдельно для каждого выделенного критерия). Интегральная оценка пейзажа в целом выводится при обобщении частных. При этом нужно учитывать, что взаимосвязи между субъектом и объектом не всегда имеют линейный характер и не всегда действует закон «чем больше (меньше) - тем лучше». Некоторые характеристики пейзажа благоприятно сказываются на его эстетических свойствах лишь до определенного предела своего распространения, после чего их дальнейшее развитее, наоборот, снижает привлекательность пейзажа. Например, по исследованиям автора, оптимально живописному пейзажу соответствует лесистость 30-50 %. При увеличении этого показателя, так же как и при уменьшении его, эстетическая ценность пейзажа будет снижаться. То же самое можно сказать и о степени визуального разнообразия пейзажа. Эту особенность необходимо учитывать при разработке частных оценочных шкал.

После измерения всех выделенных значимых показателей и перевода их с помощью частных балльных шкал в оценочные категории (баллы) выводится единая интегральная оценка. Однако удельный вес отдельных оценочных показателей не одинаков. Он выявляется с помощью экспертных и опросных методов и закладывается уже в частные шкалы.

И наконец, на последнем этапе оценки нужно ранжировать интегральные балльные оценки пейзажей на группы эстетичности. Для этого создается шкала ранжирования. Для такой шкалы важно количество оценочных ступеней, включающих некоторый интервал баллов. То есть максимальное число баллов в интегральной оценке редко соответствует количеству оценочных ступеней. Так, для 50-балльной шкалы может быть выделено всего пять ступеней с балльными интервалами от 0 до 10, от 11 до 20 . от 41 до 50. Чаще всего используют трех-, пяти- и семиступенчатые шкалы. Срединная ступень отражает среднюю характеристику, первая и последняя - крайние, остальные (если есть) - промежуточные. Например, в пятиступенчатой шкале третья ступень может соответствовать безразличному отношению к пейзажу, первая - крайне негативному, пятая - крайне позитивному, вторая - скорее негативному, чем позитивному, четвертая - скорее позитивному, чем негативному. Применение шкал с числом ступеней более семи вряд ли целесообразно, так как значительно усложняет и процедуру оценки, и дальнейшее ее применение в хозяйственном планировании

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи по географии

Характеристика Центрального экономического района РФ
Регионалистика как учебный курс представляет собой совокупность дисциплин и направлений (например, таких как региональная экономика, районология, регионика, регионоведение и т.д.), методоло ...

Физико-географические особенности Крыма
Автономная Республика Крым расположена в границах нескольких физико-географических регионов, включающих около 50 ландшафтов. На севере полуострова лежит Крымская степная провинция, включающа ...

Объединённые Арабские Эмираты
С каждым годом все больше туристов выбирает для полноценного отдыха туры в ОАЭ. Эта удивительная и довольно молодая страна, история которой насчитывает чуть более тридцати лет, с ...