По доле населения, проживающего в городских агломерациях, отставание России незначительно. Причем при сравнении различных стран по этому показателю следует учитывать, что его величина зависит не только от уровня экономического развития, но и от плотности населения. Высокая плотность населения серьезно повышает и густоту городских поселений, нередко способствуя территориальному слиянию расположенных близко друг от друга городов. Последнее обстоятельство является одной из главных причин отсутствия в России с ее исключительно низкой плотностью населения мегалополисов - обширных урбанизированных пространств, представляющих собой слившиеся друг с другом городские агломерации2.
Немаловажное значение для определения уровня урбанизации имеет и распространение городского образа жизни на сельскую местность, в первую очередь зависящее от доступности для жителей села ближайших городских поселений. Потенциальная возможность для них посещать городские поселения и реальная частота поездок в них зависят от:
) расстояния от села до городского поселения:
) состояния и развитости транспортных коммуникаций и транспортных средств, связывающих эти населенные пункты;
) времени, затрачиваемого на поездки в город;
) стоимости проезда;
) степени обеспеченности личными видами транспорта. При всех прочих равных условиях, чем реже сеть городских поселений, чем хуже транспортные коммуникации и обеспеченность населения личными видами транспорта, тем меньше степень распространения городского образа жизни на сельскую местность.
Понятно, что Россия с исключительно редкой сетью городов, плохим состоянием дорог и низкой их густотой не в силах иметь высокий уровень рассматриваемого показателя и конкурировать в этом отношении с США, странами Западной Европы или Японией. Относительно широкие масштабы распространения городского образа жизни на сельскую местность в нашей стране имеют место лишь в ближайшем окружении крупных и крупнейших городов, а также в немногочисленных районах с относительно густой сетью городских поселений (междуречье Оки и Волги, юг Волго-Вятского района, север Поволжья, Средний Урал).
Почему одни города обладают емкой и динамичной в своем развитии экономической базой и, соответственно, большой численностью населения, а другие формируются медленно, и их хозяйственный потенциал не имеет благоприятных перспектив для дальнейшего развертывания? Ответ на эти вопросы следует искать в условиях и факторах развития каждого конкретного города. Квинтэссенцией условий и факторов возникновения, формирования и развития городов является их экономико-географическое положение. Однако следует учитывать, что даже самое благоприятное экономико-географическое положение само по себе не определяет величину и темпы развития города, но лишь создает благоприятные или неблагоприятные предпосылки его развития, а как они будут использованы - зависит от многих причин, т.е. благоприятное географическое положение еще надо реализовать.
Во-первых, все крупнейшие города мира и России обязаны своим возникновением и дальнейшим формированием исключительно выгодному экономико-географическому положению, как правило, на «перекрестке» важнейших транспортных коммуникаций общегосударственного, а нередко и международного значения. Все они имеют обширные территории, тяготеющие к ним в экономическом отношении.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6
Еще статьи по географии
Тенденции развития численности населения КНР в 2009-2011 гг.
КНР
в течение всего периода своего существования и, особенно в последние
десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на
социально-экономическое развитие страны.
...
Эколого-географическая характеристика Калганского района и здоровье населения
Актуальность темы.
Здоровье человека зависит от многих факторов. Главными из них
являются:
Наследственные признаки. Частично наследственностью обусловлены
многие заболевания системы кр ...
Центральный район. Московская железная дорога
В современных условиях, когда чрезвычайно значимыми для
развития экономики и хозяйства отдельных регионов становятся межрегиональные
хозяйственные связи, а эффективность производства обуслов ...