Так, столица и крупнейший город России - Москва - в конечном итоге оказалась в центре наиболее обжитой и в экономическом отношении развитой европейской части страны. Находясь в центре пересечения железнодорожных магистралей страны и благодаря каналам, Москва имеет выход на единую речную систему европейской части России и является портом пяти морей. Помимо железных дорог и водных путей, к столице стягиваются крупнейшие в стране шоссейные магистрали и трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и коммуникации средств связи. Москва - самый крупный в России и один из крупнейших в мире центров авиационного сообщения.
Уникально и экономико-географическое положение других крупнейших городов России. Санкт-Петербург, находясь в устье Невы, на выходе единой речной системы европейской части страны в Балтийский морской бассейн, был и остается в настоящее время «морскими воротами страны» («окном в Европу»). Он также находится в узле крупнейших наземных коммуникаций, хотя и занимает приграничное положение.
Самара - крупнейший город Поволжья располагается на пересечении самой грузонапряженной в стране Транссибирской железнодорожной магистрали с Волгой - крупнейшей в транспортном отношении речной артерией России.
Исключительно наглядным примером влияния выгодного экономико-географического положения на развитие городов является история возникновения и роста крупнейшего города Сибири - Новосибирска, бывшего Новониколаевска.
В 1893 г. на берега Оби вышла изыскательская партия МПС с целью определения места строительства железнодорожного моста для Транссибирской магистрали. Партию возглавлял писатель Н.Г. Гарин-Михайловский. История выбора места строительства моста известна из его дневника. Было крайне желательно пересечение Оби железнодорожной магистралью близ крупнейшего в то время города Сибири Томска, но широкая пойма в его окрестностях препятствовала этому. Изыскателям пришлось идти от Томска вверх по Оби до первого удобного места для строительства железнодорожного моста. Такое место было найдено в 230 км вверх по течению Оби от Томска в районе выхода на дневную поверхность гранитных пород. На берегу Оби в этом месте возникает поселок строителей - Гусевка, впоследствии город Новониколаевск, переименованный уже в годы советской власти в Новосибирск. Новосибирцы справедливо считают Н.Г. Гарина-Михайловского основателем своего города (на привокзальной площади, носящей имя Гарина-Михайловского, ему установлен памятник).
В 1903 г. поселок Гусевка получает статус города. Появляется промышленность: чугунолитейное производство и предприятия пищевой промышленности. Усиленная распашка земель юга Западной Сибири в 1903-1917 гг. и заселение этих районов переселенцами из европейской части страны увеличило темпы роста Новониколаевска, и к 1917 г. численность его населения возросла до 69 тыс. человек.
В годы советской власти продолжилась реализация выгодного экономико-географического положения города, да и само это положение заметно улучшается с подключением к Транссибу в районе Новосибирска Кузбасса - главной базы индустриализации восточных районов СССР. Завершение строительства Турксиба дало городу роль посредника в экономических связях Сибири со Средней Азией. Мощным импульсом экономического развития Новосибирска послужило освоение нефтяных и газовых ресурсов Западносибирского Севера.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6
Еще статьи по географии
Расы и народы Африки
Африка
- второй по величине материк земного шара. Площадь ее - 29,8 тыс. кв. км.
Африканский
материк омывают воды Атлантического и Индийского океанов и Средиземного моря;
сухопутных гран ...
Оценка природного ландшафта
Слово
«ландшафт», давшее название целой отрасли географической науки, первоначально
употреблялось для обозначения общей идеи о взаимосвязанном сочетании различных
явлений на земной поверхно ...
Природа островов Океании
Тема моей курсовой работы - Природа островов Океании. Это очень
интересная тема, потому что природа на островах и на материках сильно
различается вследствие изоляции островов.
Остров - уч ...