В связи с тем, что на сегодняшний день Россия - это государство с выраженной сырьевой экспортной ориентацией, использование углеводородного потенциала Арктики становится залогом энергобезопасности страны на ближайшее будущее.
Также, оценивая экономический потенциал Арктического региона, необходимо упомянуть о борьбе стран за биологические ресурсы, добываемые в морях Северного Ледовитого Океана. Сегодня здесь производится около 15% общих объемов рыбной продукции России, а для Норвегии и Канады арктические моря - главный источник рыболовного промысла. Глобальное потепление и постоянное повышение цен на продовольствие в связи с ростом населения на Земле делают воды Арктики все более привлекательными для рыбной промышленности. В связи с этим между приарктическими странами начинается гонка не только за углеводородный потенциал арктического шельфа, но и за право освоения биологических ресурсов Арктики.
Итак, описанные выше факторы привлекательности Арктического региона условно можно поделить на 2 основные группы: 1) наличие огромного углеводородного потенциала и 2) биологических ресурсов для рыбного промысла.
Однако немаловажным фактором, побуждающим страны вовлекаться в борьбу за Арктику, является транспортный путь, соединяющий Американский, Европейский и Азиатский континенты. В целом, международное название данного транспортного коридора - Северный морской путь. Иногда его делят на 3 пути:
Северный морской коридор - от российского полярного сектора на запад;
Непосредственно Северный морской путь - самый короткий путь из Европы в Америку;
Северо-Западный морской проход - из Европы в Азию вдоль северного побережья Канады.
Северный морской путь - единая национальная транспортная коммуникация России в Арктике и кратчайший путь из Европы в Азию. Альтернативой Северному морскому пути являются транспортные артерии, проходящие через Панамский и Суэцкий каналы. Так, путь из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12840 миль, по Северному морскому пути - вдвое меньше (5767 миль). Также считается, что перевозка грузов из Северо-Восточной Азии в Европу с использованием Северного морского пути на 40% дешевле и вдвое быстрее, чем через Суэцкий и Панамский каналы.
По прогнозам специалистов, уже к 2040г. из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда, а к 2050г. Северный морской путь будет открыт 100 дней в году вместо 20 дней сегодня.
Более того, Северный морской путь - это стратегически важная артерия для России, т.к. именно он обеспечивает доставку российского сырья, идущего на экспорт из арктических регионов страны в Европу.
Подробная политики российского государства в отношении развития Северного морского пути будет описана в Главе 3.
Северо-западный проход принадлежит Канаде. По мнению некоторых специалистов, первоочередной задачей для США в Арктике является даже не углеводородный потенциал арктического шельфа, а контроль над Северо-Западным проходом. Это путь из Атлантического океана в Тихий через моря Бофорта и Баффина, открывающийся в связи с глобальным потоплением вдоль побережья Аляски, Канады и Гренландии.
Более того, в связи с новой гонкой вооружений в мире, США рассматривают маршрут через Северный полюс как идеальный путь для своих подводных лодок для приближения к берегам России.
Северный морской коридор - это достаточно новый проект. Его основная цель - объединение в единую транспортную систему водных территорий, простирающихся от Великобритании и Гренландии до Норвегии и России. По мнению аналитиков, новый транспортный путь будет востребован рыбной, горнодобывающей и лесной отраслями.
Итак, мы дали оценку экономическому потенциалу Арктики, выделив при этом наличие 3 основных факторов привлекательности Арктического региона:
огромных запасов углеводородного и других видов сырья;
Перейти на страницу:
1 2 3 4
Еще статьи по географии
Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этногенез, этические признаки и контакты) на примере Бельгии
Страноведение
- географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран,
систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении,
хозяйстве, культуре и социал ...
Территориальная организация населения Республики Башкортостан
Республика Башкортостан на сегодняшний день один из наиболее
экономически стабильных регионов РФ. Во многом это заслуга
исследователей-геологов, которые в свое время нашли здесь полезные иск ...
Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Центрального федерального округа
Центральный
федеральный округ - занимает центральное, выгодное в транспортном и других
отношениях положение. Центральный федеральный округ занимает центральную часть
Восточно-Европейской ра ...