История нефтяной промышленности

Нефтеналивной транспорт появился на Волге и Каспии в 70-х годах XIX столетия. В 1873 году первыми в нефтеналивном флоте были парусная шхуна «Александр» и речная баржа братьев Н.И. и Д.И. Артемьевых с отделениями в трюмах для нефти, а в 1878 году был построен первый в мире танкер - теплоход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн. В это же время сооружаются первые две металлические нефтеналивные баржи по 560 тонн каждая. В 1882 году наши отечественные инженеры создают танкер «Спаситель» - прототип современных танкеров, машинное отделение на котором было вынесено на корму.

В.Г. Шухов применил созданную им теорию работы балки на упругом основании к постройке железных нефтеналивных барж. По его разработкам построены классические конструкции металлических плавающих гигантов - нефтеналивных барж длиной 170 м, грузоподъемностью 18 тысяч тонн. К 1909 году по Волге плавало более 16 тысяч наливных судов общей грузоподъемностью около 3,5 млн. тонн. Утечки и потери нефти и нефтепродуктов, составлявшие при перевозках в бочках 7-10%, сократились до 2%, а стоимость перевозок нефти снизилась в 10 раз.

В нефтяной промышленности слабым местом была доставка нефти в бочках с промыслов на нефтеперерабатывающие заводы. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев высказал мысль о целесообразности перекачки нефти по трубам, а в 1879 году В.Г. Шухов, как уже отмечалось, спроектировал и построил первый в России нефтепровод с Балаханинского нефтепромысла на нефтеперегонные заводы длиной 10 км, по заказу братьев Нобель.

Уже к 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе достигла 96 километров, а в 1895 - 317 километров.

В это же время строятся первые нефтебазы, оборудованные резервуарными парками, трубопроводными сетями, паровыми насосами, сливоналивными устройствами и т.д. Первый стальной вертикальный цилиндрический клепаный металлический резервуар был построен по проекту В.Г. Шухова в 1878 году. Первый в России магистральный керосинопровод, который в то время был и самым крупным в мире, для подачи керосина от бакинских нефтеперегонных заводов до порта Батуми на Черном море был введен в эксплуатацию в 1907 году. Этот керосинопровод был построен из труб диаметром 200 мм и имел протяженность 853 км. Затем были построены нефтепроводы на Северном Кавказе: Майкоп-Туапсе (128 км), Грозный-Махачкала (162 км). Общая протяженность трубопроводов для перекачки нефти к 1917 году составляла 1147 км. Началом отечественной нефтяной промышленности, как уже выше было сказано, являлся Бакинский нефтяной район, поэтому и основное развитие нефтяного транспорта и нефтебазового хозяйства было в этом районе. Нефть транспортировалась по великой русской водной магистрали: Каспийское море - Волга с притоками Ока и Кама - Мариинская система- Нева. В этом районе располагались основные нефтяные базы, снабжавшие большую часть страны нефтью и нефтепродуктами. Следует отметить большой вклад в развитие нефтяной промышленности отечественных ученых Д.И. Менделеева, В.Г. Шухова, И.М. Губкина и других.

Д.И. Менделеев вошел в историю отечественной и мировой науки своими работами в области химии. Однако при всей своей многогранной научной деятельности он много сделал для развития отечественной нефтяной промышленности. По предложению Д.И. Менделеева был построен первый в России нефтепровод. Он был инициатором развития разностороннего использования нефти как химического сырья, а не в качестве топлива.

Как уже отмечалось выше, В.Г. Шухов произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода, первым в мире предложил процесс переработки нефти - крекинг - процесс. Под руководством В.Г. Шухова была спроектирована и построена первая в России современная по конструкции стальная нефтеналивная баржа, осуществлена постройка первых клепаных стальных резервуаров для храпения нефти и нефтепродуктов. Ему принадлежит остроумное и простое решение увеличения пропускной способности действующих нефтепроводов, и вообще трубопроводов, путем устройства параллельного ответвления трубы на некотором ограниченном участке трубопровода. В 70-х годах XIX столетия В.Г. Шухов разработал и впервые в мире предложил новый метод добычи нефти с помощью сжатого воздуха (компрессорный способ - газлифт). Но нефтепромышленники к этому изобретению подошли скептически, и лишь в 1897 году способ добычи нефти с помощью сжатого воздуха был испытан на бакинских промыслах, но широкого применения в то время не нашел.

Известны первые форсунки В.Г. Шухова, в которых в качестве топлива использовался мазут и т.д. Академик Л.С. Лейбензон совершенно обоснованно и справедливо назвал В.Г. Шухова основоположником нефтяной гидравлики (и в дополнение можно сказать и отечественной нефтяной промышленности). Огромный вклад в развитие отечественной нефтяной промышленности принадлежит талантливым русским геологам И.М. Губкину и Д.В. Голубятникову. Последнему принадлежат монографии по Биби-Эйбатскому, Бипагадинскому и другим месторождениям. Своими работами он внес огромный вклад в геологическое изучение нефтяных месторождений Аншсропского полуострова. С именем И.М. Губкина связана история развития всех основных районов добычи нефти в нашей стране. Геологическим исследованием нефтяных месторождений Азербайджана И.М. Губкин начал заниматься с 1913 года. На основании этих исследований им были разработаны основные положения о геологической структуре нефтяных месторождений этого района. И.М. Губкин играл большую роль в открытии Майкопских нефтяных месторождений. На основе исследований Нефтяно-Ширванского нефтяного месторождения И.М. Губкин впервые доказал существование «рукавообразных» залежей нефти, приуроченных к дельтами руслам древних рек. Он научно предсказал наличие крупнейших месторождений нефти в Урало-Волжском регионе, что впоследствии подтвердилось на практике. Для увеличения прибыльности нефтяного дела наиболее инициативные нефтепромышленники, имеющие большие капиталы, внедряют ряд усовершенствований на нефтяных промыслах, нефтеперерабатывающих заводах, при хранении и транспортировке нефти. На ряде промыслов стали применять электродвигатели, делались первые попытки оборудовать фонтанные скважины арматурой в целях ликвидации бесконтрольного фонтанирования и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи по географии

Развитие европейского юга в связи с проведением Олимпиады Сочи-2014
Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего - Олимпийские игры Пиндар Эти слова ...

Экономико-географическая характеристика Андских стран (на примере Венесуэлы, Колумбии, Эквадора)
Анды - самая длинная (9000 км) и одна из самых высоких (гора Аконкагуа 6 962 м) горных систем Земли, окаймляющая с севера и запада всю Южную Америку; южная часть Кордильер. Местами Анды дос ...

Население как подсистема города понятие, характеристика
Первые года на нашей планете были, конечно, не похожи на современные. Потребовались тысячелетия исторического развития, чтобы к XIX веку стали складываться контуры современной сети больших г ...