Краткая характеристика национальной экономики

Валовой внутренний продукт

(ВВП) Бельгии составляет в 390,5 млрд. долл., ВВП на душу населения - 37500 долл. Численность трудовых ресурсов - 4,99 млн. человек. Доля безработных - 6,5%.

Энергетика.

В течение многих десятилетий уголь обеспечивает промышленное развитие Бельгии. В 1960-е годы самым главным энергоносителем стала нефть.

Энергетические потребности Бельгии исчисляется в эквиваленте 69,4 млн. т угля, причем только 15,8 млн. т покрывается за счет собственных ресурсов. 35% энергопотребления приходится на нефть, половина которой импортируется из стран Ближнего Востока. В структуре энергобаланса страны уголь составляет 18% (на 98% импортируемый, главным образом из США и ЮАР). Природный газ (преимущественно из Алжира и Нидерландов) обеспечивает 24% энергетических потребностей страны, а энергия, полученная от других источников, - еще 23%. Установленная мощность всех электростанций составляет 13,6 млн. кВт.

В стране действуют 7 АЭС, четыре из них - в Дуле близ Антверпена.

Промышленность.

Бельгия располагает тремя главными отраслями тяжелой промышленности: металлургической (производство стали, цветных металлов и тяжелых станков), химической и цементной. Большинство старых металлургических заводов располагается близ угольных шахт вокруг Шарлеруа и Льежа или вблизи месторождений железной руды на самом юге страны. Более современный завод, использующий высококачественную импортную железную руду, расположен вдоль канала Гент - Тернёзен к северу от Гента.

Бельгия располагает хорошо развитой цветной металлургией. Изначально эта отрасль промышленности использовала цинковую руду из месторождения Тореснет, но теперь цинковую руду приходится импортировать. В середине 1990-х годов Бельгия являлась крупнейшим в Европе и четвертым в мире производителем этого металла. Бельгийские цинковые заводы расположены близ Льежа и в Баден-Везеле в Кампине. Кроме того, в Бельгии производятся медь, кобальт, кадмий, олово, свинец.

Обеспеченность сталью и цветными металлами стимулировала развитие тяжелого машиностроения, особенно в Льеже, Антверпене и Брюсселе. Производятся станки, железнодорожные вагоны, тепловозы, насосы и специализированные машины для производства сахара, химической, текстильной и цементной промышленности. Исключая крупные военные заводы, сосредоточенные в Эрстале и Льеже, заводы по производству тяжелых станков относительно невелики. В Антверпене находится судоверфь, выпускающая суда международного класса.

В Бельгии нет собственной автомобильной промышленности, хотя там размещены иностранные автосборочные заводы (Форд и Рено), чему благоприятствуют низкие пошлины на импорт деталей автомобилей и высококвалифицированные рабочие кадры.

Вторая по значению отрасль промышленности страны - химическая - начала развиваться в 20 в. Как и другие отрасли тяжелой индустрии, ее рост стимулировался наличием угля, который использовался как в энергетике, так и в производстве такого сырья, как бензол и смола.

До начала 1950-х годов Бельгия производила главным образом основные виды химической продукции - серную кислоту, аммиак, азотные удобрения и каустическую соду. Большинство заводов размещаются в промышленных районах Антверпена и Льежа. До Второй мировой войны переработка сырой нефти и нефтехимическая промышленность были весьма слабо развиты. Однако после 1951 в порту Антверпена были построены нефтехранилища, а «Петрофина», главный бельгийский дистрибьютор нефтепродуктов, а также иностранные нефтяные компании инвестировали большие средства в постройку нефтеперерабатывающего комплекса в Антверпене. В нефтехимической промышленности значительное место заняло производство пластмасс.

Большинство цементных заводов сосредоточено в промышленном районе долины рек Самбра и Маас, вблизи местных источников известняков.

Хотя легкая промышленность менее развита, чем тяжелая, существуют несколько значительных по объему производства отраслей легкой промышленности, в т.ч. текстильная, пищевая, электронная (например, завод в Руселаре в Западной Фландрии) и др. Традиционные ремесленные производства - плетение кружев, изготовление гобеленов и кожаных изделий - значительно сократили выпуск продукции, но некоторые из них еще действуют в расчете на обслуживание туристов. Биотехнологические и космические фирмы сконцентрированы в основном в «коридоре» Брюссель - Антверпен.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по географии

География Китая
Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Запасы полезных ископаемых (минеральные ресурсы) - количество минерального ...

Некоторые аспекты демографической ситуации в станице Анастасиевской проблемы и возможные пути решения
Для всех людей на нашей планете всегда был актуальным вопрос, что же ожидает человечество в будущем, сохранится ли жизнь на земле, каковы перспективы страны и малой Родины, в которой мы жив ...

Экспериментальное определение географической долготы местности
Цель работы: Нахождение географической долготы λ. Практическое определение места нахождения наблюдателя Материалы и приборы: Теодолит, выверенные часы, астрономический календарь ...