Становление миграционного законодательства России приходится на начало 90-х годов, когда в Россию хлынули потоки мигрантов из бывших республик Советского Союза, и Российская Федерация, оказалась перед необходимостью в кратчайшие сроки разработать и принять миграционное законодательство и на его основе приступить к государственному регулированию данной проблемы.
В 2002 и 2003 годах были приняты федеральные законы: "О гражданстве Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Вступление этих законов в силу имеет свои положительные результаты. Так, ввод в действие Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" позволил в определенной степени уменьшить приток нелегальных трудящихся-мигрантов, увеличить количество зарегистрированных иностранных работников на внутреннем рынке, усилить контроль за въездом и пребыванием на территории страны иностранных граждан.
Новый Федеральный закон о гражданстве учел целый ряд потребностей правоприменительной практики; в нем также стал предусматриваться упрощенный порядок получения гражданства для бывших соотечественников [5].
ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от июля 2006 г. N 109 регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации [18].
Становление российской государственной миграционной политики - сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены. За достаточно короткий период было принято большое количество законов, указов Президента, постановлений Правительства, внутренних ведомственных подзаконных актов. Федеральной миграционной службе была предоставлена самостоятельность в вопросах нормотворчества. Ранее это осуществлялось в рамках структуры МВД России. Поскольку ФМС не имеет права оперативно-розыскной деятельности и не имеет силовых подразделений, она взаимодействует с МВД России. Министерство внутренних дел Российской Федерации получает от ФМС необходимую информацию, издавая впоследствии совместные приказы в сфере миграции. Так, благодаря совместному приказу МВД России N 338 и ФМС России N 97 от 30.04.2009 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда", регламентирующему надзор и контроль за соблюдением миграционного законодательства, удалось оптимально разграничить полномочия МВД и ФМС, что, сказывается на эффективном взаимодействии обеих структур.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года обратил особое внимание на необходимость оптимизации организации миграционных процессов внутри страны, на создание реальных условий для повышения мобильности российских граждан - как эффективного перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд - и отметил в числе первоочередных задач сохранение баланса на рынке труда и обеспечение интересов российских граждан в совокупности с совершенствованием механизмов регулирования внешней миграции и их правовым оформлением, адекватным потребностям нашей страны, масштабам самой миграции [23].
В субъектах Федерации предпринимаются попытки обозначить интересы и приоритеты региональной миграционной политики.
Регионы принимают квазимиграционные программы. Таковыми являются, например, программа Мурманской области "О создании системы регулирования миграционных процессов Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2005 - 2006 годы, финансируемая за счет федерального бюджета и внебюджетных источников, а также Тюменская "Концепция по реализации программных мероприятий по вопросам миграции в Тюменской области" (2004). Основными целями регулирования вопросов миграции на территории Тюменской области являются регулирование миграционных потоков для обеспечения устойчивого социально-экономического, демографического развития и общественной безопасности Тюменской области, привлечение иностранной рабочей силы для удовлетворения потребностей растущей экономики области в трудовых ресурсах, возрождение малообжитых территорий и аграрного сектора, создание эффективно действующей системы иммиграционного контроля на территории области.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5
Еще статьи по географии
География Италии
Итальянская
Республика, одна из самых прекрасных стран мира. Италия является членом
Европейского Союза, входит в состав НАТО, в Организацию Объединенных Наций и в
Большую Восьмерку - G8.
...
Экономико-географическая характеристика Андских стран (на примере Венесуэлы, Колумбии, Эквадора)
Анды
- самая длинная (9000 км) и одна из самых высоких (гора Аконкагуа 6 962 м)
горных систем Земли, окаймляющая с севера и запада всю Южную Америку; южная
часть Кордильер. Местами Анды дос ...
Экологическое картографирование
Экологическая обстановка, усложняющиеся с каждым десятилетием
активной промышленной деятельности человека заставляет искать все более и более
совершенные методики наблюдения за окружающей пр ...