Однако, реализация нового законодательства выявила ряд нерешенных проблем как в самих законах, так и в их правоприменении. В 2008 г. было выдано 1675 тыс. разрешений на работу прибывшим в безвизовом порядке гражданам государств СНГ, однако получено лишь 1104 тыс. уведомлений от работодателей (на 742 тыс.человек).
Распространенности практик нелегальной занятости мигрантов способствует и сохранение нормы законодательства, согласно которой подоходный налог на налоговых нерезидентов, проживающих в России менее полугода, платится в размере 30% (при ставке 13% для всех остальных). Не стимулирует официальную занятость трудовых мигрантов и сложность процедур получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников (особенно для мелкого бизнеса или частных лиц).
Согласно закону, иностранный работник, получив разрешение на занятие трудовой деятельностью, обязан в течение тридцати суток пройти медицинское освидетельствование, подтверждающее у него отсутствие опасных для окружающих заболеваний. Однако действенные санкции законодателем не предусмотрены и иностранные граждане, в большинстве своем, уклоняются от прохождения медицинского осмотра, получив разрешение на занятие трудовой деятельностью. Выяснилось, что трудовой мигрант остается без документа, удостоверяющего его легальный статус, от момента убытия с места временного пребывания до момента пересечения государственной границы России.
Цивилизованному вхождению мигрантов на рынок труда препятствует и отсутствие законодательства, регламентирующего деятельность кадровых (рекрутинговых) агентств и агентств по трудоустройству; спрос на подобные услуги удовлетворяется теневыми, часто криминальными структурами. Много вопросов и неурегулированных проблем остается в области получения мигрантами медицинской помощи, пенсионного обеспечения.
Серьезным изъяном нового законодательства является то, что оно рассчитано на крупного работодателя, имеющего устойчивый и прогнозируемый спрос на рабочую силу. Для мелкого бизнеса, особенно в сфере обслуживания и торговли, где занято большинство мигрантов, а также для физических лиц, проблематично спрогнозировать спрос на наемных работников и пройти все процедуры получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.
Миграционная политика и политика интеграции подвержены внутриполитической конъюнктуре, определяющей непоследовательность и противоречивость миграционной политики. Практика реализации миграционной политики находится под влиянием общественного мнения, для которого характерен высокий уровень мигрантофобий. Во-первых, после ряда межэтнических столкновений, наиболее громким из которых стали погромы в г.Кондапоге, постановлением Правительства в 2007 г.ограничен доступ иностранцам к определенным сферам торговли. Во-вторых, на 2007 год вдвое, по сравнению с 2006 г., снижена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание. Одновременно эта квота распространена и на лиц, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. В-третьих, в январе 2007 г. Президент России предложил не форсировать Программу репатриации соотечественников.
Реверсивность миграционной политики - производна от потворства властей ксенофобским настроениям масс, инспирированных, в значительной мере, ими же самими. Процедуры установки квот на выдачу разрешений на работу иностранным работникам не отработаны и подвержены конъюнктуре. Власти установили на 2008 г. квоты для прибывающих в безвизовом порядке в 1,8 млн. человек, т.е. в 3,3 раза меньше, чем на 2007 г.
Резкое сокращение квоты разрешений на работу способствовало тому, что трудовые мигранты не могли легализоваться и выталкивались в «тень». И этот процесс пошел с весны 2008 г.: к 31 июля годовая квота разрешений на работу была исчерпана в Южном и Северо-Западном ФО (на 99% и 98%, соответственно), близка к исчерпанию в Уральском и Приволжском округах (на 94% и 93%). В июле 30% резерв квоты был распределен по регионам, но уже в сентябре в основных принимающих мигрантов субъектах Федерации и он был исчерпан. В октябре правительство было вынуждено увеличить квоту до 3,4 млн. человек. Однако это решение запоздало, т.к. к этому времени сезонные работники стали возвращаться на родину.
На 2009 г. изначально планировалась квота в 4 млн. разрешений на работу. Но в декабре 2008 г., премьер В.Путин во время общения с народом на телеконференции высказал пожелание сократить эту квоту на 50%. Правительство нетривиально решило проблему: квоту оставили неизменной, однако она теперь может быть, как увеличена, так и сокращена на 50%.
Предпочтение отдается прямому административному регулированию миграционными потоками в ущерб более тонким, косвенным инструментам (в первую очередь, экономическим). Преобладает технократический подход, предполагающий, что возможности регулирования миграционных потоков практически не ограничены. Наряду со стремлением направить миграционные потоки в те или иные регионы, делаются попытки увязывать регулирование потоков иммигрантов с динамичными изменениями рынков труда.
Перейти на страницу:
1 2 3 4 5
Еще статьи по географии
География Индии
Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не
может сравниться с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Индия не похожа ни на
одну из азиатских стран и уж тем более ...
Экономико-географическая характеристика Филиппин
Филиппины - это отдых в раю. Отдых для гурманов. Туры на
Филиппинские острова для тех, кто ценит настоящую экзотику. Это множество
островов, каждый из которых имеет уникальные особенности. Э ...
Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья
Дальний
Восток - крупнейший экономический район страны по территории - 6.2 млн. кв. км
(36.4% территории Российской Федерации). Численность населения - 8.032 млн.
человек(5.4% населения Рос ...